Во многих мифах, которые сохранились до наших дней, кроме той их части, которую знать включила в свою родословную, превратив в «истинных богов» их настоящих героев, существует довольно много «злых и коварных божеств». Такие мифы называют «богоборческими». Это образы стрелка И, Куа-фу, Син-тяня, Гуня, Чи-ю и других, которые не давали покоя влиятельными ученым. Если эти ученые узнавали о распространении любого «мятежного» мифа, который мог повлиять на положение какого-либо правителя, они «исправляли» его и превращали в историю.
На страницах истории «богоборческие мифы» принимали совершенно другой вид. Стрелок И, который уничтожил чудовищ, вредивших людям, в истории изображен как низкое, погрязшее в разврате животное, не совершавшее для людей никакого добра. Гунь, который украл сижан у небесного правителя, чтобы прекратить наводнение, фигурирует в истории как не подчинившийся приказу свыше, строптивый и не совершавший благих дел. «Исправление» мифов и их превращение в мнимую историю делалось, чтобы привести их в абсолютное соответствие с интересами правителей.
Мифы терялись и исчезали, но их осколки сохранились благодаря философам и поэтам. Но сохранение мифа как такового совсем не было их целью. Используя мифологические образы, они с их помощью стремились глубже раскрыть свой замысел, поэтому приукрашивали и переделывали их. То же можно сказать и по поводу философов, которые использовали мифы для того чтобы пояснить свою мысль и неизбежно искажали первоначальное значение мифа и приводили его в соответствие с трактовкой какой-либо части своего учения.
К примеру, в книге Чжуан-цзы в главе «Сяояою» есть описание превращений птицы пэн и рыбы кунь. Без глубокого анализа этой части его можно посчитать не мифом, а всего лишь притчей. В действительности же он напоминает один древний миф.